МСТЁРСКОЕ ИСКУССТВО И СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ.
Во всей России только три центра лаковой миниатюрной живописи продолжают сохранять своё традиционное искусство, сформировавшиеся после революции на основе иконописного промысла. Это - всемирно известные Мстёра, Палех и Холуй. Эти промыслы прославились высокохудожественными иконами и миниатюрами на папье-маше.
Информацию об этом можно почерпнуть в искусствоведческой и научно-популярной литературе по русским лакам. В ней говориться о уникальных промыслах и художниках их прославивших.
Является уникальным и тот источник, откуда вытекает такое удивительное явление как русские лаки, а этот источник – художественное образование. Не его ли главная заслуга в том, что не прекращается развитие этого промысла? Там начинают своё первоначальное развитие и формирование художники лаковой миниатюрной живописи.
Чем же интересно художественное образование в посёлке Мстёра и в чём его уникальность? Во-первых – своей довольно древней и сложной историей. Выйдя из монастырских стен Богоявленской слободы иконописание на рубеже 17 – 18 веков становится мирским промыслом. Постепенно им начинает заниматься более половины мужского населения. Объясняется это отсутствием пахотных земель и географически выгодным местоположением. Мстёра стояла на бойком месте оживлённого торгового водного пути. В это время, Мстёра была лишь маленькой частью большого иконописного промысла Поволжья. Начиная с середины 18 века, появляется новая модная религиозная живопись, исполненная в академической манере. В 19 веке она быстро вытесняет старинное иконографическое письмо. В результате, лишь три иконописных центра продолжают сохранять традиции древней живописи. Для кого же предназначалась иконопись, выполненная в древнейшей традиционной манере, восходящей к византийской живописи. Поначалу постоянными заказчиками, не признающими новой религиозной живописи, были раскольники или как их ещё называли – старообрядцы. Затем, по причине дешевизны, мстёрскую икону покупает всё крестьянство и жители провинциальных городов России.
С течением времени была отработана технология написания иконы, которая заключалась в чётком исполнении самостоятельных законченных этапов-операций. Нарушать их считалось невозможным. Всего около сорока отдельных операций выполнялось в процессе изготовления иконы.
Передача мастерства новому поколению осуществлялось, что называется из рук в руки: от отца к сыну, от мастера к ученику. С помощью этого метода и начиналось художественное обучение во Мстёре.
Но при таком способе обучения невольно исчезала основа любого изображения – правильный, грамотный рисунок. Мстёрские иконописцы в большинстве своём рисовать не умели. Потому-то так берегли они старинные, доставшиеся им по наследству, или подаренные в качестве драгоценного подарка «знамена» - канонические рисунки.
В 1862 году краевед, просветитель и почётный гражданин Мстёры Иван Александрович Голышев на свои средства открыл воскресную рисовальную школу для детей иконописцев и при ней библиотеку. Сам он в юности учился три года в Московской художественной школе Строганова и понимал важность и значение правильного рисунка. Не имея поддержки ни общественной, ни от властей он был вынужден закрыть школу через пять лет её существования. Но опыт Голышева показал назревшую острую необходимость художественного образования иконописцев.
И в 1889 году общественность была вынуждена открыть иконописную школу. Для неё было предоставлено здание бывшей управы. Ныне – здание Мстёрского Союза художников.
В 1918 году на базе этой школы организовали художественно-промышленные мастерские с многочисленными отделениями: иконописно-реставрационное, художественно-вышивальное, чеканно-эмалевое, столярно-резное. На живописном отделении учили станковой, монументальной, декорационной живописи, основам рисунка и композиции.
В 1919ом году мастерские были преобразованы в опытно-показательную школу-коммуну, где готовили художников самых разных направлений. Сюда привозили высокоодарённых детей репрессированных родителей. При ней образовали художественно-промышленный техникум.
В 1932 году открыли Мстёрскую художественную профтехшколу.
2 ноября 1967 года решением Совета Министров РСФСР Мстёрской художественной профтехшколе было присвоено имя художника Федора Александровича Модорова.
В 1986 году на базе этой школы было образовано Мстёрское художественное училище имени Ф.А.Модорова.
В 2010 году училище было переименовано в Мстерский художественный техникум имени Ф.А. Модорова.
В 2011 году приказом Министерства образования Российской федерации от 15 июля 2011г. №2141 на базе федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Мстёрский художественный техникум имени ФА Модорова» был создан Мстёрский филиал лаковой миниатюрной живописи имени ФА Модорова федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств(институт)»
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2017 г.N2 1255 Мстерский филиал лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования « Высшая школа народных искусств (институт)» переименован в Мстерский филиал лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)».
|